ЭЛАР оцифровывает архивы по истории российского современного искусства для Музея «Гараж»
Корпорация ЭЛАР завершает проект по оцифровке коллекции Музея современного искусства «Гараж» — крупнейшего в мире архива по истории российского современного искусства. Среди более 40 000 отсканированных единиц документов архивы таких теоретиков и кураторов искусства, как Маргарита и Виктор Тупицыны, Франциско Инфанте-Арана, личные документы художника Владислава Мамышева-Монро, архив знаменитого искусствоведа и куратора Андрея Ерофеева, а также архивы XL, TV и Айдан галереи, фонд эфемерид, арт-активизма и многое другое.
В Музее отмечают, что оцифровываемые фонды представляют большую ценность для понимания современного российского искусства и его истории.
«Так, например, фонд Тупицыных — это архив кураторов, критиков и теоретиков искусства, ныне живущих и работающих в Нью-Йорке и Париже, который включает в себя документы по истории советского неофициального искусства и поэзии с конца 1950-х по конец 1990-х годов, — рассказывает хранитель, сотрудник научно-исследовательского отдела Музея „Гараж“ Руслан Баландин. — Архив искусствоведа и куратора Андрея Ерофеева — это собрание документов по кураторской и институциональной практике. Андрей Ерофеев был создателем и руководителем первого в СССР отдела в музее, посвященного современному искусству — „Экспериментального сектора новейших течений Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР“ (ныне — Музей-заповедник „Царицыно“), который в дальнейшем трансформировался в отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи».
Оцифровка документов производится на бесконтактных планетарных сканерах ЭЛАР, обеспечивающих безопасность оригиналов в процессе сканирования. Созданный электронный архив будет размещен в публичном онлайн-каталоге RAAN.
«RAAN („Сеть архивов российского искусства“) — это проект, инициированный Музеем „Гараж“, который аккумулирует в онлайн-каталоге значимые архивные коллекции, посвященные российскому искусству примерно с конца 1950-х годов до недавних дней, включая неофициальное искусство советского периода, — поясняет старший хранитель архива, сотрудница научно-исследовательского отдела Музея „Гараж“ Настя Тарасова. — В проекте участвует не только Архив Музея „Гараж“, но и другие институции в России, сохраняющие документы о локальной истории искусства. В нашей базе представлены материалы прессы, архивы галерей 1990-х, и персональные архивы, собранные художниками, коллекционерами и кураторами. Все эти документы связаны между собой и образуют базу источников, посвященную устройству и истории художественной жизни России».