Avatar

Анна Коузова

Ведущий пресс-менеджер

+7 (495) 274-31-31 доб. 1314

В Бахрушинском музее оцифруют редкие стеклянные негативы первой половины ХХ века

В Бахрушинском музее оцифруют редкие стеклянные негативы первой половины ХХ века

С помощью нового сканера ЭларСкан будут созданы электронные копии около 6000 негативов из коллекции Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда, значительная часть которых еще никогда не публиковалась.

В Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, в чьих фондах сегодня хранится более 1,5 млн. экспонатов, оцифруют коллекции фотонегативов. В первую очередь будут сканироваться негативы ГосТИМа (Государственного театра имени Вс. Мейерхольда).

«Большинство негативов сделано на стекле, меньшая часть — на старой горючей пленке, — рассказывает старший научный сотрудник музея Наталия Зайцева. — Поэтому крайне важно создать электронные копии этих ценных исторических документов во избежание их возможной утраты. Также сканирование непосредственно с негативов, а не с фотографий, позволяет получать изображения лучшего качества и с большим количеством деталей, которые пропадают при печати на фотобумаге из-за недостаточной фотографической широты материала. Именно для этих целей нами был выбран ЭларСкан, как профессиональное оборудование, которое позволяло бы быстро, бесконтактно и качественно сканировать негативы».

Негативы коллекции ГосТИМа, охватывающие почти все спектакли, поставленные Мейерхольдом в Москве в советское время, а также закулисную жизнь театра, уникальны еще и тем, что многие из них никогда не публиковалась, а некоторые, возможно, даже не были напечатаны на фотобумаге, — рассказывают в музее.

«В коллекции есть большое количество фотографий самого Мейерхольда и сотрудников его театра — актеров, режиссеров, рабочих сцены, а также деятелей искусства, творчески сотрудничавших с театром — композиторов, художников, драматургов. Есть негативы труппы театра на гастролях, демонстрациях и различных мероприятиях», — говорит Наталия Зайцева.

Среди оцифровываемых негативов есть те, которые представляют особый исторический интерес, отмечают в музее. Например, негатив фотопортрета Всеволода Мейерхольда работы фотографа Мирона Шерлинга. Этот эффектный снимок был сделан еще до революции и тогда же опубликован в журнале «Солнце России». Известен шарж на Мейерхольда, сделанный с этой фотографии. Стоит упомянуть и два негатива молодого Дмитрия Шостаковича, сделанные фотографом и актером ГосТИМа Алексеем Темериным в 1929 году.

«Материалы фонда ГосТИМа часто используются на выставках и публикуются в книгах. Оцифровка негативов позволит расширить круг материалов, доступных для публикации, и введет ранее неизвестные фотодокументы в научный обиход», — добавляет Наталия Зайцева.