Avatar

Анна Коузова

Ведущий пресс-менеджер

+7 (495) 274-31-31 доб. 1314

Корпорация ЭЛАР оцифровала уникальную коллекцию афиш Театра имени Вс. Э. Мейерхольда

Корпорация ЭЛАР оцифровала уникальную коллекцию афиш Театра имени Вс. Э. Мейерхольда

Для Театрального музея имени А. А. Бахрушина были созданы цифровые копии 1250 афиш 19−20вв, которые пополнят Государственный каталог Музейного фонда РФ, а также позволят обеспечить электронный доступ даже к самым ветхим материалам.

Сегодня в фондах Театрального музея имени А. А. Бахрушина 1,5 миллиона предметов театральной направленности. Это эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты театральных деятелей, сценические костюмы великих актеров, программы и афиши спектаклей, редкие издания книг по театральному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы и многое другое. Корпорация ЭЛАР оцифровала собрание афиш формата А0/А0+, которые имели разную степень сохранности, вплоть до ветхих документов. «Афиши — это уникальный фактологический материал, он содержит множество сведений, отражающих не только историю конкретного театра, но и историю страны, — говорит заведующий сектором электронных баз данных Театрального музея им. А. А. Бахрушина Людмила Филиппова. — Репертуар театров очень зависит от политической и экономической ситуации в стране. В этом проекте корпорацией ЭЛАР была оцифрована уникальная коллекция афиш несуществующего ныне Театра имени Вс.Э. Мейерхольда». Театр «Театр РСФСР-1» был создан Всеволодом Мейерхольдом в Москве в 1920-ом году (Театр имени Мейерхольда с 1923 года). Режиссер, новатор, актер, — он пробовал разные подходы: отмена всех занавесей, «раздетая» сцена — движущиеся щиты — звучащее оформление с бамбуковыми шестами — прозодежда — исторически точный костюм и декорации.

«Он был точен и категоричен в своих постановках, выбирал новые, наиболее выразительные элементы, — рассказывает Людмила Филиппова. — Так, он передавал ритм гражданской войны через треск автомобиля и мотоцикла, мчащихся по зрительному залу. В годы НЭПа боролся против мещанства, высмеивая приспособленчество, карьеризм и бездушие. Он ставил пьесы Маяковского, Эрдмана, Сельвинского, Вишневского, Файко, Германа, Олеши. Ставил и классику, при этом мог произвольно монтировать текст, пытаясь создать сценические произведения, осмеивающие буржуазно-капиталистический уклад жизни». В 1938 г. театр был закрыт. Предметы из его собрания переданы в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина на основании Распоряжения Театрального управления Комитета по делам искусств СНК СССР от 20.01.1938 г. Оцифровка афиш из собрания театра производилась на бесконтактных комплексах высококачественного сканирования ЭларСкан, которые обеспечили безопасность исторических документов при сканировании, исключили попадание вредного излучения и позволили получить максимально качественные и точные копии. «Полученные изображения будут внесены в Государственный каталог, а также дадут возможность изучения афиш исследователями без обращения к оригиналу, публикаций в различных печатных изданиях и в Интернете, — поясняет Людмила Филиппова».